Дмитро Фірташ в 4 роки пішов шукати собі роботу, а на перші гроші купив мамі шубу

Феномен простого сельского парня, собственника компании «Group DF» Дмитрия Фирташа, знает все его родное село Синьков в Тернопольской области. В то время как центральные газеты пишут, что Дмитрий Васильевич живет за границей, в Синькове знаменитого земляка видят регулярно и всегда знают, как у него дела. Еще бы! Там — его родной дом и там живет его мама, – пишет Сегодня.

МАМА — ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Пока Дмитрий рос, особых звезд с неба не хватал. «Знаю Диму с 3-го класса, — говорит Юлиан Францевич Грабовецкий, который был директором единственной в Синькове школы. — Большую роль в его жизни сыграла мама Мария Григорьевна. В девичестве Вербова, а так — Фирташ. Она — сирота, с теткой жила в Малых Залищиках. В 1958-м году поступила в педучилище, но не было денег, чтобы ездить в Чертков, потому она перевелась в Бучач и закончила зооветеринарный факультет в техникуме с отличием. Ну а затем здесь открывали ферму и послали ее работать по селекционной линии».

«У меня много специальностей, — рассказала «Сегодня» сама Мария Григорьевна. — Поскольку моя тетя была бухгалтером, то это дело я знала с детства и после ветеринарии работала бухгалтером на сахарном заводе».

Там, в Синькове (тогда село называлось Богдановка), Мария вышла замуж за Василия, который всю жизнь проработал водителем. «Отец Димы был мягче, чем я. Он все время брал сына с собой, и тот практически вырос в машине, за рулем, водит отлично», — добавила мама Фирташа. Отец парня умер от рака еще в 1991 году, когда сыну было 26 лет.

«Мама у него — с резким и очень боевым характером, — продолжает Юлиан Францевич, — всем правду-матку в глаза режет. Диму держала в ежовых рукавицах. Знаю, был такой случай: Диме было всего четыре годика, он что-то набедокурил дома. Ну и все, мать ему: «Ты непослушный, вести себя не умеешь. Собирайся куда глаза глядят! Вот тебе сумка, в дорогу хлеб, селедка — ищи работу, я тебя кормить не буду». А он хоть и мал, но с характером, взял ту сумку и пошел в соседнее село работу искать — а до него 7 километров. Хорошо, что навстречу по дороге ехал его родной дядька:
— Ты куда идешь?
— Да работу искать. Может, корову дадут пасти…
— А ну, садись в машину, разберемся.
Вернул, конечно, малого домой. Тогда-то родители купили корову, чтобы дите байдыки не било».

К этому рассказу мама добавила свою точку зрения: «Просто Дима, как все дети, был балованный, вот я и решила его припугнуть. И сказала, мол, иди, других маму и папу себе ищи. Но я ж не думала, что он уйдет. Уже вечереет, думаю, ну, где-то за воротами, сейчас вернется. А тут его брат привозит… В семье он был у всех один, первый сын, первый внук, но я боялась его избаловать и держала в скромности».

Одноклассник и близкий друг Фирташа Дмитрий Когут пас коров вместе с будущим миллиардером. «Да, мы еще в один садик ходили, — смеется он. — Мамы у нас очень хорошие. Но его — более суровая. Если она уже раскричится, мы ко мне домой убегали. А как моя бушевать начнет — то к Димке. Бедокурили мы как? Могли на черешню к кому-то из соседей залезть, обнести. Своих фруктов много, но чужие всегда лучше! И крапивой, а то и палкой по ногам, по рукам получали часто».

ПЕРВЫЙ В «ЗАРНИЦАХ». Учился парень средне. По воспоминаниям учителей, Диме математика не нравилась. «Да и языки ему давались тяжело, — говорит преподаватель русского языка и литературы Вера Петровна Чубатая, — а вот литературу он любил. Еще историю».

«Класс у них был тяжелый, — считает Юлиан Францевич. — Потому что на 27 человек приходилось 19 мальчиков. А пацаны — это команда. Дима задних не пас, но и не блистал, хотя способности к учебе были.

По характеру вежливый и спокойный, в школе никогда эксцессов не было из-за его поведения. И он никогда не пил и не курил. По этой части мама очень за ним следила: не дай Бог ему было за рюмку взяться — ох, она бы ему сделала! Так до сих пор и не пьет. Он же на соревнования ездил, а там не забалуешь».

«На самом деле, — раскрывает «карты» сама Мария Григорьевна, — курить он раз попробовал, я заметила, провела такую беседу, что ему хватило до сих пор. А вот то, что сын не пьет, наверное, заложено в генах, потому что у нас в роду никто не пил. А еще вот что случилось, когда он совсем мальчишкой был: гуляли свадьбу у кого-то, и староста собрал детей и напоил водкой. Дурак просто! У сына было сильное отравление, мы его откачали, и после этого он и капли в рот не берет».

«Мы 15 лет подряд держали в районе первое место среди школ по «Орленкам» и «Зарницам» (распространенные во времена Союза военно-спортивные игры. — Авт.), — продолжает Юлиан Францевич, — и все эти годы ездили на областные соревнования. Так вот Фирташ тоже делал деревянные автоматы, ставил палатки и был в этом деле в лидерах. Среди остальных ребят он выделялся отличными спортивными способностями. Занимался десятиборьем: стрельба, метание, бег и т. д.».

А одноклассник Когут добавляет: «Вообще Дима был таким же хулиганом, как и все мы. Вундеркиндов у нас в классе не было, но как проверка — то в наш класс. Он не был лидером, но костяк, когда был десятиклассником, вокруг него вертелся».

ОТЛИЧАЛСЯ СПОКОЙСТВИЕМ. Уравновешенный нрав сегодняшнего олигарха отмечают с детства. «Я, еще зная его маленьким мальчиком, часто подмечал, что он всегда спокойный и немногословный, — считает тогдашний завуч школы Дмитрий Васильевич Чубатый. — Если его спросить, то он всегда скажет коротко, но главное. Ходили они с пацанами на Днестр. А как-то случилось так: катались по Днестру на коньках и провалились под лед. А Юлиан Францевич увидел это, и они, выбравшись на берег, убегали мокрые аж к школе. В итоге вся их компания оказалась в больнице с воспалением легких».

Побывала «Сегодня» и в родовом гнезде Фирташей. Из-за забора из розоватого кирпича возвышается красивый дом с белыми стенами. Сейчас его расширили, пристроив столовую, и облагородили внешний вид. В таком же стиле — дома с белыми стенами — в результате капремонта стали и хозпостройки, гараж (в нем, кстати, мамина «Нива»), летняя кухня, которые объединили в одно строение. Смотришь на хорошенький домик и не веришь, что когда-то там держали корову и варили есть многочисленному хозяйству. Когда-то всю территорию огорода занимали теплицы с помидорами, а теперь сохранилась лишь их малая часть, а так во дворе газон, цветы, альтанка… Впрочем, все подворье напоминает не дворец миллиардера, а добротный дом не бедных, но и не богатых горожан. Внутри — обыкновенные мягкие уголки, да и вообще мебель, как у многих людей среднего класса в стране, а в зале возвышается изразцовая печь.

КРИЇВКА И КОНФЕТЫ. Несмотря на то, что учителя характеризуют Фирташа как мальчика спокойного, проделок на его счету действительно хватало. «Было такое, что они с пацанами нашли немецкую «криївку» (землянку. — Авт.) и снаряды растащили играть, — говорит Юлиан Францевич. — А было и так, что один умник из их компании на чердак к деду залез, стянул обрез, кинжал, патроны 16-го калибра и пошли хлопцы стрелять в лесу. Охота тогда была запрещена, потому выстрелы быстро привлекли внимание егерей. Погнались они за хлопцами, те сбежали, но одного таки егеря поймали. Ну, были разборки у меня, как у директора, однако Димку никто не выдал».

А вот по признанию Дмитрия Когута, они с другом были прямо-таки грозой села: «Нашей компании из крепких парней сельские пацаны боялись. Мы еще борзые хлопцы были и ставили себя высоко. У старшеклассников были тогда мотороллеры, так мы, если встречали такого, ставили условия: «Или дай мотороллер покататься, или к этой девушке ходить не будешь, не дадим пройти».

При этом о щедрости Фирташа в селе так и вовсе легенды ходят. Вот пример, который мне пересказывали многие односельчане. Когда парень учился в 5-м классе, в продаже появились первые кроссовки, они стали мечтой для пацанов. Дмитрий выпросил у мамы порядка 60 рублей на них. А на следующий день мать спросила, где же те кроссовки, и оказалось, их нет. У соседского мальчишки был день рождения, а денег не было. Тогда Дима купил целый ящик конфет, печенья, сели они компанией пацанов под вербами и дружно тот ящик съели.

ПЕРВЫЕ ЗАРАБОТКИ. Рано он начал зарабатывать. «Как наступали летние каникулы, — смеется тезка друга Дмитрий Когут, — так если родители отпускали, мы шли на уборку урожая. Мы хотели иметь свои деньги и никогда не ждали, что кто-то что-то даст. Первые заработки в колхозе мы тратили на одежду и обувь. Поляки сюда активно возили свою продукцию, и мы покупали себе шиповки (кроссовки с резиновыми шипами. — Авт.), бутсы. Ведь в СССР была такая деревянная обувь, что бегать было сложно, а мы занимались спортом. Ну, а еще, помню, Дима собрал денег и купил подарок матери — шубу. Простой какой-то там был мех, однако же…».

ДЕВУШКИ ФИРТАША. Конечно, такой модный парень, у которого, к тому же, и деньги всегда водились, пользовался популярностью у девушек.

«Девчата его очень любили, — нехотя признается Когут. — Потому что очень он веселый и спортивный, заводной, всегда на нас вешались, тем более и защитить мы их могли. На поступки он был щедрый — не ждал, когда девушка попросит о помощи, сам помогал. То одну, то другую мог в кино пригласить, на лавочке под луной сидел, но какая первая любовь у него была — я не сдам».

«Когда мы выезжали на «Зарницы» в лес, — вторит ему учитель Вера Чубатая, — то Фирташ всегда девочкам помогал кулеши варить и картошку, не только палатки и оружие он знает, а готовить умеет хорошо. У него добрая улыбка, располагает к нему, так что он был у нас первым парнем на селе. Дима долго дружил с Людой Найдук и сидел с ней за одной партой, причем часто на последнем ряду. А потом он еще дружил с Надеждой Палашнюк из соседнего села. Девушки всегда ему нравились высокие, симпатичные. Надя, например, черненькая, а Люда — беленькая. И Дима любил, чтобы девочки были женственные, милые, ласковые, сердечные. Он никогда не гонялся за кокетливыми королевами, истеричных вообще очень не любит. Зато ему нужно, чтобы девушка умная была, спокойная и рассудительная, чтобы было о чем с ней поговорить. Ну и хозяйственных привечал».

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ТЕХНИКУМА. После школы Дима поступил в железнодорожный техникум в Красном Лимане Донецкой области, а затем отслужил в армии. «По возвращении он в Черновцах работу по специальности не мог найти, — повествует Юлиан Грабовецкий. — Устроился он в пожарную службу водителем».

В биографии олигарха в различных СМИ пишется, что его семья занималась мелкой коммерцией уже в советское время — выращивала помидоры. С таких же доходов живет и поныне весь Синьков, отличающийся плодородными почвами — черноземом с песчаником. Весь огород семьи был в теплицах, и в самый худший год выручали за сезон 3500 рублей, а в урожайный — 5000 и более. Фирташи вынуждены были возить свой товар по всему Союзу, чтобы сбыть, по словам самого олигарха, ездили они тогда даже в Прибалтику — торговали помидорами на базаре.

Однако Дмитрий хотел выйти на новый уровень. Подыскивая пути, как хорошо заработать, он перепробовал многое. «Например, выращивать розы, — перечисляет Юлиан Грабовецкий. — Песцов он пробовал разводить, пока корм для них сильно не подорожал. Пробовал и делать ремонты в рембригаде — домов, церквей, а потом уже настали времена, когда можно стало идти в бизнес и даже взять кредит в банке. Ездил в Польшу за товарами… Да чем он только ни занимался! Дима мечтал выбиться и все для этого делал».

И со временем он действительно выбился на совсем другой уровень заработков, вышел на туркменских партнеров, занялся газом и много чем другим.

КАЧЕСТВА ИЗ ДЕТСТВА

Односельчане характеризуют Фирташа как человека компанейского. Орава друзей его окружала в детстве и со всеми ними он сохранил связь до сих пор. Вот что нам поведала завуч школы Анна Оробко, которая тогда была пионервожатой: «И сейчас, когда Дмитрий Васильевич приезжает, то приглашает всех своих друзей. Это Дима Когут, Миша Герман, Вася Баран, Боря Михайлов и так далее». «Да, он приезжал в прошлом месяце, — подтвердил нам Дмитрий Когут, — я тоже ходил с ним на встречу. Он нас всегда собирает, интересуется нашими делами и рассказывает о себе».

С детства Дмитрий любит заниматься спортом: «Да он и сегодня следит за собой. Я знаю, что он занимается в спортзале и в хорошей форме», — говорит учитель Вера Петровна Чубатая.

Как было отмечено в публикации, все село отмечает щедрость земляка. «Уже когда сын учился в 7-м классе, — рассказывает мама Мария Григорьевна, — то у него был счет в сберкассе, он сам зарабатывал. И весь класс ходил в его куртках, еще какой-то одежде, он все всем раздавал». Фирташ так и не переставал помогать своим друзьям и родным, а теперь и заботится обо всем Сенькове, подкидывая людям то работу, то средства на лечение… Село полностью газифицировано за его счет, заканчивается евроремонт в школе, выстроена новая церковь, на очереди — капремонт детсада, строятся новый клуб, современный стадион и т.д.

Фирташ остался так же немногословен, как и в детстве: редко дает интервью. Как и в детстве, он предпочитает все, за что берется, контролировать сам.

ДОСЬЕ. ГАЗОВОЕ БОГАТСТВО ФИРТАША

Родился 2 мая 1965 года в Синькове на Тернопольщине. Перепробовав различные способы заработать, по его словам, он переехал в Москву из Черновцов со 100 долларами в кармане. Там он «реально поднялся», затем установил отношения с туркменскими партнерами и начал заключать контракты на поставки туркменского газа в обмен на продовольствие. Вскоре Дмитрий строил уже свой газовый бизнес, основал компании, ставшие прародителем «Росукрэнерго» (ее он создал в 2004 году). Занимаясь торговлей газом, стал инвестировать в химическую промышленность и т.д. В этом году Forbes оценил состояние Фирташа в $996 млн.

Коментарі вимкнені.