Перший пішов. Генпрокуратура чекає на Володимира Литвина?
Уголовное дело против экс-президента Леонида Кучмы стало реальностью.
Если в первые два дня возникали сомнения в чистоте эксперимента, и многие допускали возможность предварительных договоренностей с подозреваемым, то теперь уже очевидно, что дело против Кучмы – не муляж.
Сам характер действий прокуратуры свидетельствует о намерении оказать прессинг на Леонида Кучму. Как со стороны общественности, так и следствия.
Туманными остаются только два момента – кто конкретно стоит за этими действиями, и есть ли заранее написанный сценарий развития ситуации.
Очевидно, что дело против президента страны не могло быть возбуждено без санкции или одобрения действующего главы государства Виктора Януковича. Также очевидно, что оно не могло быть запущено без тщательной подготовки со стороны Генпрокуратуры.
Между тем реакция определенных лиц указывает на разные точки зрения в коридорах власти по поводу уголовного преследование Леонида Кучмы. Например, достоверно известно, что группа Сергея Левочкина изначально была против этого процесса.
Еще более странно эта тема освещается в масс-медиа. Версия о том, что этим делом пытались отвлечь общество от других важных тем, провалилась. Несмотря на очевидный резонанс события, большинство телеканалов придали этой теме не больше значения, чем очередному приходу на допрос Юлии Тимошенко. Главный рупор власти – телеканал Интер – в своем итоговом шоу “Большая политика” не собирается выводить уголовное дело против президента даже в отдельную тему.
Тем не менее, процесс уже запущен. И выйти из создавшейся ситуации тихо и мирно будет невозможно. По логике развития событий, очевидно, что следующим объектом внимания следствия должен стать еще один высокопоставленный фигурант дела об убийстве Георгия Гонгадзе – Владимир Литвин.
По информации “Украинской правды”, за минувшие полгода следственная группа достаточно укрепила доказательную базу для предъявления обвинения нынешнему спикеру. И, по всей видимости, показания Леонида Кучмы могут стать последним фрагментом фундамента нового уголовного дела.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Очная ставка с Алексеем Пукачем должна была состояться еще во вторник, во время первого посещения Леонидом Кучмой главного следственного управления Генпрокуратуры. По сценарию следователей, с утра бывший президент должен был дать показания, затем планировались две очные ставки, одна за другой – сначала с Николаем Мельниченко, затем с Алексеем Пукачем. После чего, в тот же день Кучме должны были выдвинуть обвинение.
События вторника еще раз подтверждают тот факт, что никаких предварительных договоренностей с Леонидом Кучмой не было. В прокуратуре готовились провести все следственные действия: с утра в здание управления был доставлен Алексей Пукач, который дожидался своей очереди в отдельной камере. Николай Мельниченко был предупрежден об очной ставке еще накануне.
Далее события развивались следующим образом. Прибыв в следственное управление, Леонид Кучма дал предварительные показания, подписал протокол допроса, после чего следователь по делу Владислав Грищенко вышел из кабинета и уже в следующий момент зашел с Николаем Мельниченко. Насколько известно редакции, на тот момент бывшего президента о предстоящей очной ставке – ни с Мельниченко, ни с Пукачем – не предупреждали.
Увидев экс-майора охраны, Леонид Кучма возмущённо встал из-за стола и направился к двери. На предупреждение следователя о том, что подозреваемый не имеет права отказываться от очной ставки, президент бросил “Так задержите меня!” и вышел из кабинета.
По всей видимости, такой реакции не ожидал даже опешивший адвокат президента – Михаил Киселевич, укоривший следователя, что “вообще-то, надо предупреждать”.
Протокол об отказе участвовать в очной ставке не подписал ни сам Леонид Кучма, ни его адвокат. Документ заверили следователь и Николай Мельниченко. Кстати, интересный факт: экс-майор Мельниченко присутствует на всех следственных мероприятиях без адвоката.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
В среду следователи поменяли порядок проведения очных ставок. Первой была запланирована встреча Леонида Кучмы с Алексеем Пукачем. Она началась примерно в одиннадцать часов дня. Участники очной ставки сдержанно поздоровались, после чего следователь приступил к перекрестному допросу.
Согласно Криминально-процессуальному кодексу Украины, очная ставка проводится между ранее допрошенными лицами в случае, если в их показаниях существуют противоречия. Источники редакции утверждают, что вначале очной ставки и Леонид Кучма и Алексей Пукач отвечали на вопросы следователя в достаточно спокойной манере.
Беседа перешла на повышенные тона, когда следователь спросил Алексея Пукача, готов ли он подтвердить свои слова о том, что покойный глава МВД Юрий Кравченко давал указания относительно Георгия Гонгадзе, ссылаясь на президента Леонида Кучму.
Пукач ответил утвердительно. После чего, как рассказывают источники, Леонид Кучма “сорвался и наехал на Пукача в оскорбительной форме”. Президент раздраженно обвинил бывшего генерала милиции в клевете. В ответ на высокие ноты перешел сам Пукач.
По сведениям редакции, бывший подчиненный Юрия Кравченко в очередной раз повторил свои показания: о том, что Кравченко неоднократно ссылался в разговорах на Кучму и даже в присутствии Пукача говорил по телефону с президентом о Гонгадзе.
По итогу очной ставки обе стороны, их адвокаты и следователь подписали соответствующий протокол, в котором и Пукач и Кучма продолжили настаивать на своих версиях показаний. Леонид Кучма – о том, что убийство Георгия Гонгадзе и все последующие после этого события являлись спецоперацией иностранных спецслужб, Алексей Пукач – о том, что он получал приказ о расправе над журналистом со ссылкой на экс-президента.
Затем, как уже рассказал сам Леонид Кучма, он официально обратился к следователю с просьбой отменить очную ставку с Николаем Мельниченко. Майору это объяснили подавленным состоянием президента и его плохим самочувствием, и пообещали, что встреча состоится утром следующего дня, в пятницу.
Но уже вечером следователь сообщил, что очная ставка с Леонидом Кучмой, назначенная на пятницу, отменяется.
Надо отметить, что очная ставка с Николаем Мельниченко – это ключевое следственное мероприятие в рамках уголовного дела против Леонида Кучмы. Дело в том, что встреча с Алексеем Пукачем носила скорее формальный характер: в момент совершения преступления генерал милиции и президент не были знакомы, и, соответственно, в их показаниях теоретически не может быть противоречий, которые можно было бы выявить в ходе очной ставки.
А Николай Мельниченко был непосредственным участником событий, был знаком с Леонидом Кучмой, и все его показания базируются из личного опыта, а не по рассказам и допущениям, как в случае с Алексеем Пукачем. По информации “Украинской правды” в следующий понедельник следствие в очередной раз попытается провести очную ставку майора охраны и бывшего президента.
По словам сотрудников прокуратуры, в случаях, когда обвиняемый отказывает от подобных следственных действий, участников очной ставки закрывают в кабинете и включают видеокамеру. Как показывает практика, между ними рано или поздно возникает вербальный контакт. Решится ли следователь на такие действия в отношении бывшего главы государства, пока неясно.
ПЛЕНКИ НИКОЛАЯ МЕЛЬНИЧЕНКО
На протяжении всех десяти лет следствия статус пленок экс-майора президентской охраны оставался неопределенным. Дело в том, что долгое время с юридической точки зрения записи майора не могли быть приобщены к материалам дела в качестве вещественного доказательства, поскольку до конца было непонятно: можно ли считать сбор подобной доказательной базы законным.
Кроме того, до недавнего времени все еще оставался невыясненным вопрос: имел ли место монтаж записей. В заключительной части третьей серии экспертиз говорится, что “в категорической форме установить, подвергались ли пленки монтажу или другим изменениям, экспертным путем невозможно”.
Между тем, в качестве подтверждения разговоров на пленках к делу приобщены также и показания самого Николая Мельниченко, утверждающего, что во время записи бесед он параллельно в режиме реального времени прослушивал кабинет Кучмы через “жучок”, установленный в пульте управления телевизором. В деле существуют показания сотрудников администрации президента, подтверждающие утерю одного из пультов и замену его на новый.
И все же, согласно 62-ой статье Конституции Украины, “обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем”, а “все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу”.
Помимо этого, в 68-ой статье УПК Украины указано, что “доказательством не могут служить данные, собранные свидетелем, источник которых неизвестен”. У следователей до сих пор существуют разногласия по поводу того, кто именно и как записывал беседы в кабинете Леонида Кучмы.
В частности, неизвестно, кто вел записи в момент отсутствия Николая Мельниченко. А из-за несоответствия акустических данных существуют подозрения в том, что беседы записывались не в одном и том же месте.
“Легализация” записей майора произошла после того, как куратором следственной группы был назначен заместитель Генпрокурора Ренат Кузьмин. Осенью минувшего года была завершена последняя экспертиза, которая окончательно подтвердила принадлежность голосов на пленке Леониду Кучме, Юрию Кравченко и Владимиру Литвину.
Насколько известно, на данный момент действия Николая Мельниченко квалифицируются по части 1 39-й статьи Уголовного кодекса, согласно которой преступлением не является “причинение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости“, в частности, “…если эту опасность в данной обстановке нельзя было устранить иными средствами“.
Здесь уместно указать и еще один важный факт. В сентябре 2010 года тот же Ренат Кузьмин отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Николая Мельниченко. Иными словами, за полгода до обвинения Леонида Кучмы заместитель генерального прокурора открыл дорогу для возможного уголовного преследования экс-майора.
На сегодняшний день Николай Мельниченко активно сотрудничает со следствием.
ВЛАДИМИР ЛИТВИН
Удивительным образом из поля зрения следователей – по крайней мере, публично – выпал еще один традиционный фигурант дела об убийстве Георгия Гонгадзе – Владимир Литвин.
Следует напомнить, что осенью 2010 года предыдущая следственная группа уже предлагала возбудить уголовное дело против спикера парламента. Тогда Владимир Литвин и Леонид Кучма проходили в одном постановлении.
В дальнейшем во всех официальных документах о возбуждении уголовного дела, в том числе и в отказе от уголовного преследования, фамилии бывшего президента и главы его администрации стояли рядом.
Не лишним было бы напомнить, что в тех же документах проходил Леонид Деркач, о котором следствие по неизвестным причинам тоже молчит. Впрочем, учитывая, что господин Деркач не ведет активной политической деятельности, и его фигура не столь символична, как фигура бывшего президента, можно предположить, что о нем могут и не вспомнить.
На тот момент следователи Генпрокуратуры в частных беседах объясняли, что в деле нет никаких прямых доказательств причастности Владимира Литвина к убийству журналиста. Показания Алексея Пукача следствие на тот момент не признавало достаточными для выдвижения обвинения.
Между тем, источники “Украинской правды” утверждают, что обвинение, предъявленное Леониду Кучме, – это промежуточный этап, за которым последует уголовное дело в отношении Владимира Литвина.
Судя по словам источников, к делу против Владимира Литвина готовятся еще тщательнее. На данный момент существует как минимум три дополнительных обстоятельства, которые в дальнейшем могут стать базой обвинения против спикера.
1. Показания вдовы Юрия Кравченко
После суда над Алексеем Пукачем к материалам дела добавились слова еще одного свидетеля. Источники “Украинской правды” утверждают, что о причастности Владимира Литвина к организации убийства в своих показаниях заявила вдова покойного главы МВД Татьяна Кравченко.
Как известно, в своих публичных заявлениях она всячески отрицает возможность приказов со стороны Кучмы по поводу Гонгадзе своему покойному супругу. Что касается Владимира Литвина, Татьяна Кравченко всегда дает уклончивый ответ. По ее словам, “объективное и независимое расследование могло бы проявить роль Литвина в деле об убийстве Гонгадзе в достаточно неожиданном для многих ракурсе. Что касается Леонида Даниловича, то я не верю в его причастность к преступному заказу”.
По словам источников, в своих показаниях следствию вдова бывшего руководителя МВД рассказала о возможных мотивах и участии Литвина в преступлении.
2. Новые записи Николая Мельниченко
Юрий Кравченко должен был сменить Леонида Кучму
По информации “Украинской правды”, на данный момент в доказательной базе, которой активно оперирует следствие, существуют ранее не обнародованные эпизоды. В частности, в материалах уголовного дела есть записи, сделанные майором Николаем Мельниченко не в кабинете президента Леонида Кучмы.
На одной из пленок приводится запись, сделанная 9 августа 1999 года на даче в день рождения Леонида Кучмы. В тот день майор Мельниченко был в передовой группе и якобы в ходе проверки помещений установил диктофон.
Согласно записям, в тот день Леонид Кучма представил Владимиру Литвину покойного главу МВД Юрия Кравченко в качестве своего преемника. Кстати, в деле также существуют показания Алексея Пукача, в которых он указывает, что Кравченко неоднократно давал понять, что должен стать следующим президентом Украины.
Владимир Литвин выступал переговорщиком с Николаем Мельниченко
К материалу дела также приобщены показания Николая Мельниченко, в которых он утверждает, что в период с 2002 по 2003 годы Владимир Литвин напрямую выходил на переговоры с ним и предлагал сотрудничество во избежание передачи пленок следствию. В этих переговорах нынешний спикер якобы выступал от имени Леонида Кучмы.
3. Владимир Литвин и показания Алексея Пукача
На данный момент следствие также рассматривает возможность обвинения Владимира Литвина не только в причастности к убийству журналиста, но и в сокрытии этого преступления. Дело в том, что в протоколах допроса Пукача упоминается встреча с нынешним спикером в кабинете у Юрия Кравченко, во время которого нынешнему спикеру представили генерала наружки в качестве исполнителя.
В этом случае Владимир Литвин будет выступать уже как самостоятельное лицо, действующее по собственному усмотрению и исходя из собственных мотивов. Кроме того, Пукач утверждает, что указание о перезахоронении тела Георгия Гонгадзе было дано Кравченко со ссылкой на Владимира Литвина после его посещения кабинета министра.
Соответственно, спикер может быть привлечен также за попытку сокрытия преступления.
Между тем, в случае возбуждения уголовного против нынешнего спикера, он может оказаться в более удручающем положении. Дело в том, что в отношении Владимира Литвина может быть применена другая статья.
Напомним, обвинение в отношении Леонида Кучмы выдвинуто по части 3 статьи 166 Уголовного кодекса 1960 года, который действовал на момент совершения преступления: “Превышение власти или должностных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего”.
Как уже сообщала “Украинская правда”, срок давности этой статьи истек осенью минувшего года.
Источники в прокуратуре объясняют, что правомочность применения такой статьи основывается на том, что Леонид Кучма, будучи в служебных отношениях с главой МВД, дал команду на противоправные действия, превышающую его полномочия.
Напомним что, согласно старой Конституции, президент Леонид Кучма и министр Юрий Кравченко состояли в прямых служебных отношениях.
В то же время, в юридической плоскости Владимир Литвин не мог иметь с бывшим главой МВД каких либо служебных взаимоотношений. Соответственно, в отношении нынешнего спикера может быть применена другая статья уголовного кодекса – часть 2, 5 и 6 статьи 19 Уголовного кодекса Украины в редакции 1960 года о соучастии в преступлении.
А именно: “Соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления.
ч.2: Соучастниками преступления, наряду с исполнителями, признаются организаторы, подстрекатели и пособники.
ч.5: Подстрекателем признается лицо, склонившее к совершению преступления.
ч.6: Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий”.
И если следствие и суд признают показания Алексея Пукача о причастности Владимира Литвина достаточным доказательством, сроки давности преступления и конфигурация обвинения может существенно измениться.
Не исключено, одной из целей нынешнего прессинга на Леонида Кучму является получение более достоверных показаний о причастности Владимира Литвина к убийству Георгия Гонгадзе.
Причем, если следствие рассматривает нынешнего спикера в качестве подстрекателя к преступлению, то от Кучмы не требуется сознания в чем-либо. Экс-президента могут всего лишь попросить указать: кто конкретно систематически напоминал ему о публикациях Георгия Гонгадзе.
Мустафа Найем, УП
Коментарі вимкнені.